17 марта 2012 г.

Образовательное

Посетила школьное собрание. Учительница русского и литературы, по совместительству классный руководитель, Марьиванна нам, родителям-лоботрясов,  говорит: "В пятницу, соберу тетради по литературе на проверку, так что пусть подготовят... На пятницу, кстати, задано написать три синквейна по повести, которую мы проходим сейчас, по главным героям".  И обводит всех пытливым взглядом, все делают вид, что слова им абсолютны знакомы и понятны, и они регулярно используют их на работе, дома, и просто с прохожими. Я мысленно прикидываю, чтобы это могло бы быть такое, наверное, что-то из японского, типа хокку, ладно дома разберемся. Марьиванна, явно ожидая вопросов: "Он состоит из пяти строчек, составленных по определенным правилам, мы всё записали в тетради,"- снова обводит класс пытливым взглядом. У большинства выражение лица уверенно говорит, что синквейны они пишут каждый день по-несколько штук и для них это плёвое дело, мама  отличницы всем своим видом  дает понять, что в школе у нее всегда были пятерки по синквейнам. Марьиванна, вздыхая: "Говорить вам как строчки пишутся?". Тут я не выдерживаю: "Конечно!", ловлю торжествующий взгляд Марьиванны. По классу прокатывается шумный выдох...


Как я и предполагала,  синквейн  имеет японские корни,  но придуман был американкой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века, просто она очень много читала японских хайку и танку. Написать истинный синквейн непросто. Во-первых надо уметь считать, а во-вторых делить слова на слога. Мало обладать этими умениями, ведь всё, что хотел написать, надо уместить в пять строк и иметь в каждой строке строго определенное количество слогов. Марьиванна вы в своем уме? Но позже появился так называемый "дидактический синквейн", который активно используют в американских школах (а с недавнего времени и в наших школах), так как он дает возможность быстро оценить насколько понят и осознан прочитанный материал. Пишется он тоже в пять строк, так что достаточно уметь считать до пяти.
Первая строка - одно существительное (название, а точнее тема или описываемый предмет)
Вторая строка - два прилагательных описывающих тему(предмет)
Третья строка - три глагола характерные теме(предмету)
Четвертая строка - фраза из четырех слов ( описываем отношение к теме или предмету)
Пятая строка - слово-ассоциация ( характеризуем суть темы или предмета)
Оказалось, писать синквейны интересно и занимательно, и всё становится понятнее, если привести пример. 

Синквейн на кота:

Кот
Пушистый, ласковый
Урчит, спит, гладить
Кот наш домашний любимец
Уют 

Моя очень давняя знакомая на кота( не моего) выдала вот такое:

Кот
Волосатый, вонючий
Гадит, воняет, царапает
Тварь, срущая  в моем саду
Скотина

Если, например, составить синквейн на главных героев литературного произведения или историческую личность, а можно, и на полупроводник - получим срез знаний конкретного ученика по данному вопросу. Короче, мне понравилось!:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий